Вепсский

этнографический

музей

Музей коренного

народа

Вепсский народный музей

В истории каждого народа есть немало подвижников, людей беззаветно преданных своей Родине, своей культуре, языку и истории. Людей, стремящихся всей своей жизнью, своими делами способствовать развитию своей нации.
Много лет собирал фольклор вепсского народа Р.П.Лонин. Ходил по деревням, записывал песни, частушки, сказки, пословицы и поговорки. Собирая фольклор, он одновременно изучал и историю своего народа. Это натолкнуло его на мысль о создании музея, который бы всесторонне отражал культуру и быт вепсов, как с древних времен, так и по настоящий день.
По всем селениям, где живут вепсы, в свободное от работы время сам ходил и собирал предметы быта вепсов. Много сил было положено на то, чтобы получить хоть какое-то помещение для музея. После неоднократных обращений Шелтозерский сельсовет выделил две небольшие комнатки в помещении библиотеки, где по вечерам, в выходные дни Р.П.Лонин "стал строить свой музей". Когда работа по оформлению экспозиции подошла к концу, 28 октября 1967 года он был открыт.
Музей рос, приобретал все большую популярность. Сегодня музей располагается в великолепном памятнике северо-вепсской деревянной архитектуры. Живет полнокровной жизнью, являясь не просто хранителем старины, а участником культурного развития вепсского региона.
Музеи по самой своей сути являются "политическими" учреждениями: раскрывают смысл прошлого, распространяют культурные ценности и идеологические представления, связанные с музейными коллекциями и музейными предметами. Стремление вепсов возродить свою культуру и местное самоуправление нашло свое признание в 1994 году, когда была образована Вепсская национальная волость. Создание волости дало новое направление в сотрудничестве с органами местного самоуправления нового административного образования, в развитии музея. Вепсский этнографический музей стал визитной карточкой и этнокультурным центром волости.

Музей и школа. Взаимодействие с другими музеями. Партнерские отношения с другими организациями.

Образовательная деятельность музея является важной составляющей его работы. Экскурсии по музейным залам, проведение дней музея в школах, и предоставление материалов из музейных коллекций для уроков истории, литературы, труда - с этого начинается знакомство с историей, культурой, традициями и бытом вепсского народа, историей родного края.
Следующим этапом взаимодействия с образовательными учреждениями стала организация занятий, экскурсий по музейно-образовательной программе "Юный краевед". Эта программа стала результатом сотрудничества музея и школы в создании системного обучения истории родного края. Организация при музее кружка "Юный краевед", в котором учащиеся изучают историю родного края по подлинным предметам и документам, дает возможность более широкого вовлечения молодежи к деятельности музея, воспитания бережного отношения к историческому, культурному наследию своих предков.
Проведение путешествий по вепсской земле в рамках проекта "Вепсская земля" позволило выйти за стены музея и школы. В ходе реализации проекта учащиеся школ волости и Петрозаводска знакомились с достопримечательностями вепсского края, совершая пешеходные и автобусные экскурсии.
Проблемам изучения в школе вепсского языка, культуры и истории вепсского народа были посвящены научно-практическая конференция «Краеведение, школа, музей» в 1997 году и круглый стол "Музей, школа и местное сообщество" в 2002 году, проведенные музеем совместно с Администрацией Вепсской национальной волости, учеными, учителями школ и Обществом вепсской культуры.

Сотрудничество - основное направление взаимодействия с другими музеями - это совместные проекты и выставки, семинары и конференции.
Примером такого сотрудничества может служить проект Вепсского музея, Подпорожского районного музея и Центра вепсского фольклора п. Винницы Ленинградской области - "Вернем колобка на родину"
В 2002 году в рамках Года вепсской культуры в Финляндии прошла выставка «Страна вепсов» подготовленная и организованная Шелтозерским вепсским этнографическим музеем с привлечением фондов Карельского государственного краеведческого музея, школьных музеев Ленинградской и Вологодской области.
В 1992 году в г. Кухмо (Финляндия) уже проводилась выставка «Вепсская женщина к. XIX-н. XX вв.», которая была подготовлена Шелтозерским вепсским этнографическим музеем и имела хороший успех.
Основная идея выставки "Страна вепсов – раскрыть для посетителя традиционное искусство вепсских мастеров XIX-XX вв. Попытаться провести историческую нить – от древних археологических находок X-XIII вв. до изделий мастеров XX века. Показать на примере женских традиционных занятий – ткачества, вышивки, вязания – действия принципа «сохраняя, возрождаем», а на примере мужских традиционных занятий – добычи и обработки камня, кузнечного и плотницкого дела, берестоплетения – значимость и популярность вепсских мастеров далеко за пределами своего региона в XIX – начале XX века и в тоже время, угрозу исчезновения этих традиций в XXI веке.
2005 г. был объявлен Годом коренных народов в Баренцевом сотрудничестве. В рамках мероприятий года в г. Мурманске, в Областном художественном музее, 12 марта 2005 г. открылась выставка "Прикладное искусство коренных народов Баренцева - региона: традиции и современность".
В выставке приняли участие кольские саамы (Мурманская область), северные вепсы (Вепсская национальная волость Республики Карелия) и ненцы из Ненецкого автономного округа (г. Нарьян-Мар). Были представлены костюмы и предметы декоративно-прикладного искусства этих народов.
Развернутый комплексный показ произведений прикладного искусства коренных народов Баренц - региона позволил широкому кругу зрителей познакомиться с их художественной культурой, ощутить ее своеобразие.
Вепсский этнографический музей представил свою выставку, рассказывающую о традиционных ремеслах и современном прикладном искусстве вепсских мастеров - изделия мастеров и ремесленников Вепсской национальной волости, выполненные в различной технике и с применением природных материалов.
Дополнением к выставке стали домотканые половики вепсских мастеров Центра вепсского фольклора из села Винницы Ленинградской области.

Партненрские отношения связывают музей с Домом культуры, с творческими коллективами, с которыми организуется и проводится немало праздников.
Фольклор признан международным сообществом главным источником национального самосознания, важнейшим этнообразующим фактором и основным средством сохранения языка. Большая часть историко-культурного наследия народа сохраняется только в фольклоре. Не случайно в селе Шелтозеро организовано три творческих коллектива - Вепсский народный хор, детский вепсский хор и хор ветеранов.
Взаимоотношения музея и национальных общественных организаций
Наиболее тесные и прочные отношения у музея сложились с Обществом вепсской культуры. Было проведено и проводится немало совместных мероприятий. Одним из ярких примеров такого сотрудничества в начале 2004 года стал первый республиканский конкурс на лучшего чтеца произведения Калевала на вепсском языке. Конкурс стал ярким событием для местного сообщества. В нем приняли участие учащиеся школ Вепсской национальной волости и г. Петрозаводска.
Ребята с необычайным старанием и любовью читали на вепсском языке выученные наизусть отрывки из Калевалы. Этот конкурс дал новые надежды, сильный импульс для дальнейшего сохранения и развития вепсского языка.
Прошло всего несколько лет, как была создана Общественная организация вепсской молодежи "Vepsan vezad", с которой у музея сложились крепкие связи.
Работа музея по сохранению, возрождению и развитию традиционных вепсских промыслов и занятий сегодня перешла на качественно новый уровень. Участие музея в проектах "Народные ремесла", "Сохранение культурных традиций Вепсского края", "Вепсские ручные ремесла", проведение международных семинаров на базе музея – все это привело к созданию в селе Шелтозеро организации "Каичей", объединившей вепсских мастеров и ремесленников Вепсской национальной волости.
Цели организации - содействовать сохранению и развитию традиционных промыслов и ремесел, передавать навыки и умения молодежи, повышать эффективность и упорядочение производства продукции традиционных народных ремесел и промыслов.

Исследовательские программы музея

Сотрудники музея проводят исследовательскую работу, активно изучая фонды музея и территорию проживания вепсского народа. Экспедиции по населенным пунктам Ленинградской и Вологодской областей это и сбор этнографического и аудио-, видеоматериала пополняющего коллекции и архив музея. Так, организованная в составе мероприятий 2002 года, объявленного в Финляндии годом вепсской культуры, экспедиция имела цель - общее знакомство с территорией традиционного расселения вепсов Ленинградской области.
Исследования проводились в населенных пунктах:
- Алексеевской, Пашезерской, Шугозерской волостей Тихвинского района
- Тервенической волости Лодейнопольского района
- Ярославской волости Подпорожского района
В ходе поездки велось изучение истории, культуры, языка и быта. Отмечая современную демографическую, социальную и этническую ситуацию в исследованных населенных пунктах, можно обозначить следующие цифры: 60-70% от общего числа жителей составляют вепсы.
Данная территория имеет большое количество памятников истории и культуры - неолитические стоянки, курганные могильники,старинное кладбище с оградой из валунов (18-19 в.в.) в д. Корбеничи, часовня Успения Божьей Матери в Харагеничах (1823 г.), священное дерево в д. Лаврово, святое место –пещера - часовня в д.Чурручей и т.д.
Выявлены традиционные народные промыслы, которыми жители занимаются и по сей день в вепсских деревнях: плетение из бересты (Трошков Д.И. из д. Харагеничи, Симанова М.М. из д.Усть-Капша, Медведев И.П. из д. Холодный Ручей), изготовление лодок-долбленок (Боровиков В.И. из д. Корбеничи), изготовление деревянных конных саней, вязание сох, изготовление дуг (Етоев А.М. из д.Лаврово). Зафиксированы способы обработки льна, выделки кож и шитья обуви (д. Харагеничи), ловли рыбы (д. Корбеничи), отдельные элементы свадебной и похоронной обрядности.
До сих пор в некоторых личных хозяйствах выращивают зерновые, мелют на ручных жерновах и пекут хлеб, обрабатывают поля сохой, ткут половики.
Участники экспедиции побывали на праздниках, характерных для того или иного населенного пункта, познакомились с фольклорными коллективами - хранителями песенных традиций вепсского народа, с простыми людьми, пытающимися противостоять всем невзгодам и сумевшим сохранить свой язык, собственное достоинство и чувство ответственности за свой край.
В ходе встречи с представителями администрации природного парка «Вепсский лес», имеющего природоохранное, экологическое, научное, культурное значение, обсуждена возможность совместных мероприятий в сфере туризма.
Участникам экспедиции удалось собрать материал о небольших музеях и коллекциях, как правило, это школьные музеи, имеющих в своих фондах интересный материал.
Начало новому исследованию положил волостной конкурс "Родные сердцу имена", ставший в последствии межрегиональным.
Первый конкурс "Родные сердцу имена" состоялся в 1996 году. В течение 7 лет он проходил, как волостной конкурс "Топонимия родной деревни" для учащихся и учителей средних общеобразовательных школ волости, взрослых и старожилов края. В конкурсе участвовало более 100 человек. В ходе работы ими было опрошено 42 информанта, записано более 1200 топонимов, около 500 антропонимов.
Инициатором проведения волостного конкурса "Топонимия родной деревни" стал Шелтозерский вепсский этнографический музей. Музей работал в тесном сотрудничестве с Государственным Комитетом РК по вопросам национальной политики и местного самоуправления, Институтом языка, литературы и истории КНЦ РАН, Обществом вепсской культуры, Отделами образования и культуры Вепсской национальной волости.
Цикл волостных конкурсов по топонимии был направлен на формирование интереса к познанию вепсской топонимии, на творческое развитие ребенка, семьи на основе исторических этнокультурных традиций, приобщение детей к научно - исследовательской деятельности.
Результатом многолетней работы стало издание "Свода географических названий вепсской национальной волости". Свод топонимов и антропонимов - уникальный, не имеющий прецедента труд, созданный непосредственно представителями малочисленного народа вепсов, проживающих в Вепсской национальной волости РК. Он предназначен для педагогов, учащихся, студентов и всех, кто интересуется историей и культурой своей малой родины. Помимо Свода топонимов в работе помещен довольно обширный список вепсских по происхождению и по употреблению фамилий, имен, прозвищ (антропонимов). Кроме того, приводится список участников всех конкурсов "Родные сердцу имена".
Со временем волостной конкурс стал межрегиональным и объединил представителей трех регионов: Ленинградской, Вологодской областей и Республики Карелия, которым небезразлична судьба местных географических названий деревень, рек, озер…, нареченных своими предками.

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz